Мысли на эпизод 1-й: обсуждение

Меня спрашивают:

Первое. Нужно ли в желании быть тем, кем хочешь быть, усматривать бунт? Утэна как раз и не думала "бунтовать", придя в Академию в своей форме. Ведь форма Утэне нравится вовсе не потому, что она не нравится учительнице Утэны, так? Это, как Вы заметили, всего-навсего желание одеваться удобно и красиво и, кроме того, быть не похожей на других, не вписываться в "убогие стандарты" Академии.

И на самом деле, Утэна довольно находчиво аппелирует к своду правил Академии в споре с учительницей. Но не думаю, что она пришла в таком виде в школу только ради того, чтобы поставить надоедливую учительницу на место и побунтовать против "неправильных правил".

Кстати, сомнения по поводу того, является ли форма Утэны мужской или нет, по-моему, несколько излишни. Мужская, конечно. И то, что форма Утэны не имеет ничего общего с формой остальный юношей Академии, вряд ли может послужить аргументом в доказательстве обратного. В конце концов, если у Утэны и осталось желание быть красивой даже в мужской форме, это не значит, что у юношей Академии это желание должно было присутствовать как вид.

Что же касается борьбы за право быть красивой, то, опять же, возникают у меня смутные сомнения в том, что форму Утэна выбрала именно из особых красоты и удобства этой несчастной формы. После проигранной дуэли с Тоогой, Утэна приходит в Академию в стандартной форме. И, заметьте, никто не говорит, что ей эта форма не идет. Да и чувствует она себя в стандартной форме вполне комфортно. Так что она не столько бунтует, сколько пытается следовать своим принципам. Вернее, создать окончательный образ Принца.

Второе. Почему Утэна, когда ее сравнивают с мальчишкой, считает такое сравнение оскорбительным? Из-за женственности ли? По-моему, едва ли не с точностью до наоборот. Обычный юноша может никогда и не стать Принцем. Ведь для этого требуется куда больше, чем некоторая половая принадлежность. И Утэна это вполне понимает.

Для нее образ Принца ― это прежде всего образ защитника. Поэтому просто мальчишек она не слишком ценит ― ведь они, как прекрасно показывает все тот же первый эпизод, далеко не всегда защищают обиженных и оскорбленных. Замечу также, что и женственности защитнику нисколько не требуется. Соответственно, Утэна воспринимает ее как наличествующее, но особо не необходимое качество. Есть у нее женственность, или нет, Утэну это не слишком волнует, ибо не имеет никакого отношения к образу Принца.

Так что Утэна реагирует на такое сравнение как на оскорбление прежде всего потому, что она не отождествляет любую особь мужеского полу с защитником, а себя ― очень даже. И опять причины ее поступка уходят в ее желание быть Принцем. Вовсе не в адекватную оценку собственной женственности. И это ее желание, конечно, не предосудительно, но вот то, что это желание стало едва ли не единственной причиной действий, не слишком-то правильно. Но об этом, наверное, позже.

Третье. Кёити Сайондзи. Каковы бы ни были его мотивы, то, что сделал Сайондзи, плохо.

Естественно, я не собираюсь оспаривать это утверждение, но могу же я задать вопрос? Почему если герой, которого считают не-положительным совершает не слишком-то благовидный поступок, то предпочитают на мотивы не обращать внимания? Если же неблаговидный поступок совершает кто-то из положительных героев, то немедленно пытаются выяснить, почему он этот поступок совершил, и оправдать героя? С чего бы это?

В попытке понять Сайондзи нет ничего предосудительного. Потому что слепо верить в то, что Сайондзи плохой, как минимум глупо. Не стоит, по-моему, забывать о мотивах тех или иных поступков. Впрочем, пытаться оправдать Сайондзи, говоря о том, что он совершает гадкие поступки, будучи приятным и милым человеком, не менее глупо, чем просто верить в то, что он плохой.

Что же касается выставления чужих чувств на осмеяние и поругание, то возникает следующий вопрос ― так ли виноват Сайондзи в том, что толпа идиотов смеялась над письмом Вакабы? Особенно если учесть то, что, по словам Сайондзи, повесил это самое письмо на всеобщее обозрение не он, а кто-то, вытащивший эту бумажку из мусорного ведра. И аргумент Утэны "не надо было выкидывать его в столь людном месте" никакой силы не имеет, согласитесь? В конце концов, выкидывать любовные письма он волен там, где угодно ему. И на самом деле, Сайондзи в этом случае виноват не больше любого из юношей, смеявшихся над этим письмом.

Четвертое. Химэмия Анси. Очень легко сразу увидеть ограниченный образ-стереотип: бесчувственная кукла, во всем послушная своему господину, ушедшая глубоко в себя, закрывшаяся от мира, внешне безвольная, безэмоциональная, неспособная на страдания и еще менее способная на любовь.

И тем не менее показывают нам ее не такой. Прекрасно в первом эпизоде видно, что есть у Химемии чувства, что она старается не закрываться от мира в меру своих возможностей. И назвать Химемию безвольной и безэмоциональной в первом эпизоде у меня язык не повернется. И желает она Утэне удачи на дуэли вовсе не потому, что пытается взбунтоваться против Сайондзи. Я не до конца уверен, что она вообще знает о том, что Сайондзи воспримет это ее невинное пожелание как нечто для него оскорбительное. В конце концов, из них двоих ― Химемии и Сайондзи ― куда более чудаковатый именно капитан клуба кендо, а не Анси.

И можно ли говорить о том, что Утэна настолько потрясла душу Химэмии, что последняя решилась пойти против своего господина? Все-таки Анси не имеет права перечить Сайондзи до тех пор, пока он текущий чемпион дуэлей, и она это прекрасно знает. Более того, признает это. Опять же, чем Утэна могла настолько удивить Анси? О воплощение чего вы говорите?

Пятое. Тэндзё Утэна. Утэна вовсе не так безобидна и благородна, как может показаться. По-моему, в инциденте с пиьмом Вакабы, вернее, срыванием письма с доски объявлений, Утэной руководит не чувство благородства, а ― снова! ― ее желание быть Принцем. Быть защитником для всех. Даже для незнакомки, над любовным письмом которой смеется кучка идиотов. И вызывает она на дуэль Сайондзи только потому, что знает: защитники не позволяют просто так обижать своих друзей. Это нисколько не умаляет ценности содеянного ею, и по-прежнему в ее поступках нет ничего плохого, но, по моему мнению, не стоит преувеличивать искренность благородства Утэны. У нее тоже есть свои мотивы, и свой кодекс. Не серцееда, конечно, но защитника.

И на фоне этого рассуждения мысль о том, что Тоога, дескать, не хороший, а просто всяких книжек поначитался, кажется мне неактуальной. Неважно, почему он остановил Сайондзи, важно то, что он это сделал. И стоит ли так разделять Тоогу и Утэну? Один считает, что девушек бить невыгодно, другая ― что их выгодно защищать. И что же? Неужели поступки обоих перестают быть хорошими от этого? Неужели Добро, в отличие от Зла, ― вещь относительная?

Я отвечаю:

Первое. Бунт. Я боюсь, что наша дискуссия, если её суждено завязаться, может скатиться к выяснению того, что такое бунт. Мне кажется это неинтересным.

Лично я под бунтом не подразумеваю бунт ради бунта. Но хочу обратить внимание вот на что: Утена приходит в Академию в своей форме, какой бы она ни была, и сталкивается с тем, что такую форму не принято там носить. Об этом недвусмысленно говорит вид учеников Академии, об этом её, должно быть, не менее однозначно предупреждают учителя.

И вот тут встает возможность того бунта, о котором я говорю ― возможности не пойти на уступки и сказать «нет» там, где окружение настойчиво требует сказать «да». Вот то самое следование принципам, идеалам, чему угодно ― своему внутреннему «я», совести, искренности ― это требует усилий. В то время как мир активно начинает требовать от нас прогнуться под него, потребовать от него прогнуться под нас ― это всегда маленький, а иногда вовсе даже и не маленький бунт. Такие бунты ― не в том только, конечно, что касается одежды, ― во всем, ― из них будет складываться Революция.

И, думаю, бунтарский дух в Утене все-таки присутствует. Не в плане сломать все и испортить ради самого процесса, нет, конечно, я совершенно не об этом говорю. Но в том, что когда она сталкивается с тем, против чего она готова возражать ― она предпочитает действовать, а не сдаваться, изменять, а не изменяться самой. Да хотя бы даже и в том, что она не будет одеваться неудобно и некрасиво, потому что так надо, неизвестно кому, зачем и почему. Не будет ― и все.

Да, и именно поэтому (помимо прочего) она ― девушка-революционерка.

Далее, что касается мужской формы. Я хотел сказать, что ее цель ― не отождествить себя с мужским полом. Для этого было бы проще приклеить бороду. Ее форма ― скорее, тень образа Принца, но совершенно не попытка перестать быть девушкой и стать мальчишкой. Именно этот образ она создает, да: при это она пытается следовать своим принципам, и именно следование этим принципам и есть ее бунт.

Еще по поводу формы. Опять же, честно говоря, возникают у меня смутные сомнения в том, что и чувствует она себя в стандартной форме вполне комфортно. Я не буду тут пытаться что-то доказывать, я полагаю, это было показано достаточно очевидно, и если Вы сами при просмотре этого не ощутили, это весьма странно.

Также добавлю, что красота Утены ― это во многом её индивидуальность, уникальность, непохожесть на других, умение вырваться из толпы. И в этом плане, конечно, форма ей помогает тоже, хотя не в форме дело, конечно, но одежда ― это способ ― или попытка ― показать свой внутренний мир, заявить о себе, раскрыть себя. Это важно, потому что одежда ― не просто какой-то внешний элемент, к которому я прицепился, а на самом деле это просто маскарад, неудобный и некрасивый ― нет. Если бы Утена просто копировала Принца, она бы так и сделала: но ее одежда отражает украшает именно ее саму, ее личность, ее внутреннюю индивидуальность.

Второе. У вас по поводу второго пункта очень интересные абстрактные рассуждения, которые, несомненно, имеют большую ценность в контексте жгучего желания пофилософствовать. Но, к сожалению, здесь речь шла просто о комментировании некоторых моментов первого эпизода.

Так вот, если бы там Утена говорила именно о том, что не хочет быть мальчишкой, мы могли написать много страниц о том, почему это так. Возможно она думает, что она ― не мальчик, но муж; возможно, мальчики не так похожи на Святую ХурмуПринца Диоса, как ей хотелось бы, скорее же ― потому, что они слишком сильно воняют, когда потеют, а Утене больше нравится нежный запах роз.

Но мы сейчас рассуждаем не о том. Утена не возмущается против мальчишек. Она говорит что одна ― девушка, подчеркивая это. Принц не был девушкой, и потому сомнительно, это имеет хоть какое-то отношение к ее идеалу. Она просто подчеркивает тот факт, что она ― это она. Когда в продолжение она услышит, что, в таком случае она ― mighty boyish, вполне такая вот неженственная девушка-парень, и это возмутит ее еще больше ― она даже укажет собеседнику на его грубость.

«Look, no matter how you look at me, I'm a regular wholesome girl. I'm only interested in wholesome boys» ― добавит она впоследствии. Куда тут приплетать идеал принца? Да, она старается быть похожей на него, быть благородной.

Но никак я не пойму, что Вас заставило думать, что эта идея съела ее с потрохами, что она не может быть просто девушкой, что у нее не может быть «своего» характера, своих чувств ― а ведь за это она борется не менее яростно.

Третье. Отвечаю на Ваш вопрос.

Когда не-положительные герои совершают не слишком-то благовидный поступок, я предпочитаю говорить о том, что поступок, совершенный ими ― не слишком благовиден.

Если же неблаговидный поступок совершает кто-то из положительных героев, я говорю о том, что поступок, который совершает кто-то из положительных героев ― не слишком благовиден.

Другими словами ― я пытаюсь оценить не героя, а поступок. Независимо от того, предосудительно это или нет, я не сосредотачиваю сейчас внимания на том, выспался ли герой, хорошо ли завтракал, что написано у него в гороскопе и когда он последний раз похмелялся.

Я говорю именно о том, ― здесь внимание, потому что вы этого не захотели прочитать почему-то, ― что девушек бить нехорошо. Если Вы имеете что-то по поводу того, чтобы сказать, когда, как, при каких обстоятельствах, с какой силой и по какому месту их следует бить для того, чтобы это было хорошо, я готов Вас выслушать по этому пункту.

Четвертое. «И тем не менее показывают нам ее не такой <…>»

И тем не менее, многие ухитряются именно такой ее увидеть. Вы не из них ― поздравляю!

«И можно ли говорить о том, что Утэна настолько потрясла душу Химэмии, что последняя ешилась пойти против своего господина?»

Можно! А потом об этолм же ― во второй дуэли с Тогой!

«Опять же, чем Утэна могла настолько удивить Анси? О воплощение чего вы говорите?»

О воплощении, Диоса, разумеется!

Пятое. История Утены начинается с того, что Принц завещает ей хранить свою силу и благородство. И я полагаю, что они у нее все-таки были, и думаю, тут разумнее говорить именно о том, что она хотела им быть, потому что он соответствовал ее внутренним идеалам, ее понятиям того, кем следует быть и как следует поступать. Как раз в отличие от прочих претендентов, которых всегда интересовала та или иная конфетка. А она хочет просто защищать ― не за зарплату, а потому, что обиженных жалко.

Актуальность мысли о Тоге меня мало интересует. Актуальность будем обосновывать в теоретических материалах к диссертации, вкупе с научной новизной. Меня же более-менее занимает только ее истинность.

А истинность заключается в том, что если Вы приняли решения жить под девизом «накорми голодного» ради того, чтобы он был сыт ― это одна песня. А если Вы делаете это для того, чтобы впоследствии предъявить ему счет и снять с него последнюю рубашку ― другая.

Снова вопросы:

1. О бунтах, формах и иже с ними. О бунте ― у нас и в самом деле разные понимания слова "бунт". Отсюда и непонимание. Но, думаю, вы правы, и выяснение того, что такое бунт, в самом деле неинтересно.

И, когда вы говорите о нежелании изменяться ради правил и о том, что из такого нежелания впоследствии возникает возможность Революции, вы снова правы.

Но тогда, восхваляя Революцию Утэны, мы, в частности, восхваляем нежелание подчиняться правилам. Даже в таких мелочах, как школьная форма.

Хотя я не могу сказать, что Революция в мире Акио ― это плохо.

Далее. Когда я говорил, что в стандартной форме Утэна чувствует себя весьма комфортно, то имел в виду только то, что форма не причиняет Утэне какого-то дискомфорта чисто практического. Ни о каких духовных страданиях речи не шло. Извините, что несколько неправильно выразился. %)

О копировании Принца могу сказать только то, что Утэна, по-моему, именно это и делает. По меньшей мере, в начале сериала Утэна прежде всего Принц. А индивидуальность, непохожесть на других и прочие милые вещи ― следствия того, что, кроме Утэны, никто на Принца непохож. Вот вам и умение выделиться из толпы.

Впрочем, я не имею в виду, что Утэна так и осталась лишь копией Принца. Но, по-моему, она становится прежде всего личностью ближе к концу сериала.

2. О девушке и Принце. Но никак я не пойму, что Вас заставило думать, что эта идея съела ее с потрохами, что она не может быть просто девушкой, что у нее не может быть «своего» характера, своих чувств ― а ведь за это она борется не менее яростно.

Я думаю так потому, что Утэна борется за то, чтобы стать Принцем. Не девушкой, заметьте. И свой характер она проявляет, по-моему, явно не в первом эпизоде.

А спорить о том, что себе думает Утэна, представляется мне бессмысленным. Ибо ничего, кроме абстрактных рассуждений в контексте жгучего желания пофилософствовать, я предложить не могу.

3. О нас. Я говорю именно о том, ― здесь внимание, потому что вы этого не захотели прочитать почему-то, ― что девушек бить нехорошо. Если Вы имеете что-то по поводу того, чтобы сказать, когда, как, при каких обстоятельствах, с какой силой и по какому месту их следует бить для того, чтобы это было хорошо, я готов Вас выслушать по этому пункту.

Вы, в свою очередь, не захотели прочитать то, что я не собирался оспаривать утверждение о том, что бить девушек ― плохо.

Так мы с вами и спорим: читаем то, что хотим, и придираемся к тому, что не прочитали.

4. О Химэмии и Утэне. И тем не менее, многие ухитряются именно такой ее увидеть. Вы не из них ― поздравляю.

Спасибо.

«И можно ли говорить о том, что Утэна настолько потрясла душу Химэмии, что последняя ешилась пойти против своего господина?»

Можно! А потом об этолм же ― во второй дуэли с Тогой!

Не спорю, во второй дуэли в Тоогой, Химэмия сознательно пошла против своего хозяина. А в первой дуэли с Сайондзи, по-моему, она просто пожелала удачи дуэлянту с белой розой.

Я к тому, что Химэмия узнала и оценила Утэну не в первый момент их встречи, а несколько позже.

О воплощении, Диоса, разумеется!

А что воплощает Диос? (Диос ― подлежащее)

5. Принцы. Везде. История Утены начинается с того, что Принц завещает ей хранить свою силу и благородство. И я полагаю, что они у нее все-таки были.

Были. Завещал.

А хранить она их начала, когда в последней серии доползла до гроба Химэмии и открыла крышку. А до этого ― пыталась быть Принцем.

Из сериала почему-то создалось у меня ощущение, что Утэна как минимум в первых двух сезонах такая, какая есть, именно из желания быть Принцем. И конфетка, которая ее интересовала, ― суть признание окружающими ее силы и благородства.

И когда эта конфетка ― наконец-то! ― перестала ее интересовать, Утэна стала личностью.

6. Последнее. Спасибо большое за интересную и новую для меня точку зрения и за ответ на мои комментарии.

...и мои ответы:

По п.1 вроде разобрались: бунт хорош там, где он уместен :)

По поводу подражания Диосу ― мне кажется, Утена сперва не совсем понимает, что нужно делать для того, чтобы подражать ему. Но это то случай, когда, если так можно сказать, что дорогу осилит идущий.

По мере того, как она двигается, приходит и понимание, и испытания, и прочее.

Это вообще очень интересная тема, в связи с моим взглядом на Утену со, скажем так, сакральной точки зрения.

Делов в том, что, в какой-то мере, это ― поведение неофита, новообращенного человека, обретшего веру. Часто можно увидеть что-то вроде: «я не буду картошку чистить, я молюсь». Человек пытается разграничивать вещи, которые на самом деле могут мирно уживаться между собой. Это происходит из-за некой ложной бескомпромиссности, которая, в свою очередь, ведет свое начало от непонимания человеком того, что он обрел.

И тогда появляется такая вот важная тема, на которую можно отдельно и долго говорить ― как это должно быть правильно, и как пример Утены нас этому учит.

И о том, что благородство, это ведь не такая штука, которую можно вечно симулировать. Если оно есть ― оно само будет работать на себя, вести человека по определенному пути, и одновременно расти в нем, его же и развивая. А если даже его и нет ― поступая благородно, можно его потихонечку в себе вырастить. Почему этого не происходит с другими персонажами, которые в это играют, но внутренне не изменяются? Очень просто: они непостоянны, сегодня они что-то показали красивое, а завтра уже действуют в угоду каким-то мелочным стремлениям получить какие-то сиюминутные выгоды, делают маленькие подлости, где-то идут с этим благородством на компромисс, а где и вовсе его игнорируют. А так нельзя: нужна уверенность, нужно постоянство, нужно самоотречение: и вот по этому пути только Утене и удается идти.

П.2 Да нет тут никакого конфликта. Она может быть и девушкой, и Утеной, и принцем, и школьницей, и баскетболисткой и соней одновременно ― вот в чем вся штука.

П.3 Раз так, значит по этому поводу нам и спорить не о чем :)

П.4 Я думаю, процесс осознания Химемией роли Утены ― он все-таки постепенный. Сначала какие-то вроде бы незаметные и незначительные мелочи вроде того же пожелания удачи, потом ― выясняется, что у этой маленькой шалости будет большое продолжение.

О Диосе. Это отдельный разговор, в контексте кратких ответов он не будет смотреться. Я попробую потом отдельно об этом написать.

П.5 См. П.1 Хотя не думаю, что именно общественное признание как-то особенно искушало Утену. Большинство тех поступков, которые она совершает ― нечто, что происходит не на глазах у посторонних, не перед лицом толпы, не напоказ: нет, чаще она ведет дуэли сама против самой себя, против своего же благородства, или за него; отвечает перед своей совестью, перед своим чувством справедливости. А репутация ― как раз репутацией ради этих самых благородства да совести со справедливостью частенько приходится поступаться.

П.6 You are welcome! :)

Тут и флуду конец, кто дочитал ― тот молодец...

2003-2005 Professor Nemuro & Цутия Рука

Хостинг от uCoz