Nikutai No Naka No Koseidai - Paleozoic Within the Body

Для начала хочу сказать немного о субъективном ― о том, какой видится мне сама музыка хорала. Она показалась мне намного более уверенной, стройной, четкой, целеустремленной, чем предыдущая композиция, в которой слышались растерянность и смятение. Теперь это абсолютно другой мотив ― мелодия напоминает стрелу, наложенную на туго натянутую тетиву.

Она очень быстрая, динамичная, захватывающая, как наверное и сама дуэль ― Утена здесь действует намного быстрее, чем думает, ее решительность явно одерживает верх над внутренними колебаниями. Юная революционерка просто не успевает колебаться, битва столь стремительна, что не оставляет места сомнениям ― а когда победа будет одержана, о них уже и незачем будет вспоминать.

Но вернемся к тексту.

Astrologic eras, primeval oceans, erosion and sediment

По поводу первого словосочетания ― английский вариант я брал на ohtori.nu, но мне совершенно не нравится слово astrologic как перевод японского tentai. Астрология обычно как-то сразу ассоциируется с соответствующей звездно-передсказательной деятельностью, а здесь, на мой взгляд, речь идет немного не о том.

Больше подходит, как мне кажется, очень красивое слово celestial ― красивое именно потому, что чаще всего именно в таком контексте и употребляется ― когда мы о небесной, неземной, божественной красоте говорим. Мы вспоминаем о Небе именно как о Небесах, прекрасном, чудесном месте, где обитают горние силы, светлые Ангелы.

И в этом плане Небесные Времена ― это, очевидно, времена до сотворения материального мира. А может быть ― времена его рождения, времена Творения. Те, про которые сказано «И был свет». С них и начинается то таинственное действо, которое предлагает нам второй хорал Сизера.

Далее мы слышим о Первозданных Океанах ― те ли это океаны, которые явились когда «собралась вода под небом в свои места»? Во всяком случае, речь явно идет о рождении нашего мира и о том, что происходило на нашей планете в самом начале. Мир кипит, разделяется а затем остывает, чтобы оживать дальше.

Three billion years, genesis of life, geologic eras

Миллиарды лет проносятся, как единый миг ― и вот уже зародилась Жизнь, и столь же стремительно начала развиваться и наполнять землю.

Cambrian, Ordovician, Silurian, Devonian, Stromatolite, bacteria, collenia.

Идет перечисление доисторических периодов ― кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский... я в этом не специалист, поэтому постараюсь перейти сразу к вышеупомянутому зарождению жизни и первым бактериям.

Triassic, Jurassic, Cretaceous.

Триасовый, юрский, меловой... опять периоды. Кажется, мезозойской эры, или поправьте меня. Время летит.

Lycopsida, selaginella, pleuromeia.

Насколько я понял, "Ликопсиды" ― это плауновидные сосудистые растения, выглядят примерно вот так:

Подробнее о них можно посмотреть вот здесь, если вам это интересно.

Селагинелла ― милая штучка, чем-то напоминает внешне Ликопсиду. Тоже зелененькая.

Вот тут их много.

Ну, и еще одна мезозойская живность ― Плевромейя ― невысокое, неразветвленное растение с одним верхушечным стробилом:

Нашел вот здесь.

Caytonia bennetites, ammonite.

Таинственная Кайтония настолько таинственна, что нашел я ее только на буржуйских сайтах. Вот как она выглядит:



(bennetites ― это, кажется, «миоспоры»).

В общем, Сизер явно большой любитель доисторических растений %_%

И, наконец, столь тщательно и тонко выпеваемые хором аммониты это ― о, счастье! ― не растения, а ископаемые раковины головоногих моллюсков.

Здоровенные, кстати, раковины, в БСЭ написано, что диаметр мог быть до 2 метров. Хищники к тому же, эти моллюски.

Вот он ― фактически символ вступительной части второго хорала:

Но хватит научности. Нам достаточно и того, что все вступление ― это символ стремительно бегущего времени, которое, в свою очередь, утверждает изначальность, а возможно, и некоторую предопределенность текущего момента. Возможно, эта предопределенность говорит о том, что лирический герой был вечно и прошел через эти миллиарды лет, чтобы выйти на Арену, возможно ― о том, что Арена миллиарды лет ждала героя, а возможно ― и то, и другое.

Кто этот герой? Сайондзи? Утена? Я склоняюсь к последнему варианту, хотя можно трактовать и иначе. Дело в том, отвечаю я тем, кто призывает меня во "имя объективности" рассматривать хорал как "именной" для Сайондзи, что для меня такая трактовка абсолютно неинтересна. Как правило, она основывается на том, что он-де примитивен, первобытен, ну просто как какая-нибудь хламидомонада, и поэтому в хорале поется о всяких доисторических травках и прочем, ― чтобы показать недалекость и отсталость в развитии лирического героя. Но это же скучно ― на протяжении всего хорала воспевать убожество человека, чей разум навеки застрял в палеозое. Да что Вы, тогда и людей-то еще не было, даже неандертальцев. Поэтому я пытаюсь увидеть здесь что-то более интересное.

Но пойдем дальше, там ― самое интересное.

Океанические Образы. На самом деле, я раньше писал о том, как важна в «Утене» тема воды. Вода ненавязчиво журчит и шелестит во многих музыкальных композициях, вода станет основной связкой для разнородных сцен полнометражного фильма (но об этом не здесь), о воде мы слышали в начале этого хорала.

Великий океан, вода, которая разлилась по планете прежде времен и прежде жизни ― не она ли встречает Утену у таинственных врат внутри Запретного Леса? Она окружает вход в Арену, она ― повсюду, она словно освобождается, когда с помощью Печати Розы девушка открывает заветные Врата. Потоки воды обрушиваются отовсюду, они дают рождение тем силам, которые делают возможным существование и Врат, и Лестницы, и самое Арены.

И вот этот таинственный Океан встречается нам в связке с восемью Образами.

Oceanic Rose

Роза. Самый главный из образов ― главный символ Академии, ключ к Вратам, изображенный над ними и на Печати, символ души каждого из персонажей ― тут можно говорить бесконечно. Так или иначе, его появление понятно закономерно.

Oceanic Lily

Лилии появились на партах на Арене Дуэлей во время дуэли с первой Черной Розой, Канаэ. Хотя возможно, что здесь она символизирует что-то иное, у символа лилии много значений: если она белая то ― невинность, чистота, величие. Благовещение. Возрождение и бессмертие...

Oceanic Apple

Мне уже приходилось писать о яблоке как об еще одном очень важном Образе. Частично оно может ассоциироваться с запретным плодом, так как образ запретного плода действительно присутствует в сериале, но на самом деле границы его «применения» здесь гораздо шире.

Впервые оно появляется в эпизоде, в котором прозвучала одна из фраз, которая как-то неожиданно глубоко запала мне в душу. Я уже долгое время продолжаю размышлять над её звучанием, смыслом, и никак не пойму, что за струну она так задела во мне...

Мики: В конце концов, ведь все, что мы (т.е. Совет) делаем ― разбиваем все, что есть дорого у людей?

Тога: Разобьем скорлупу мира.

Дзюри: ...во имя Мировой Революции.

И вот в этом же эпизоде впервые появляется этот интереснейший символ сериала ― яблоко. Яблоко будет активно эксплуатироваться впоследствии, особенно же в заключительных сериях, и к эволюции этого символа я буду потихонечку возвращаться.

А пока ― первое его появление, непосвященному глазу совершенно непонятное, и потому как правило при первом просмотре остающееся незамеченным. А совершенно зря ― подобно тому, как в мувике символика воды пронизывает прозрачной нитью и связывает между собой отдельные сцены, так и символы сериала сплетают во единый сюжет некоторые совсем вроде бы разные эпизоды сериала. Вычленять такие сплетения ― занятие довольно плодотворное.

Это как собрать паззл: однажды посмотрев сериал, получаешь на руки кучу разноцветных кусочков завораживающей головоломки, и потом только, со временем, они постепенно начинают складываться в единую картину.

В дальнейшем, возможно, я напишу отдельную заметку о роли и значении яблока, но сейчас пойдем дальше.

Oceanic Flower Buds

Бутон ― скорее всего, именно бутон розы ― как бы подчеркивает «цветочную» атмосферу сериала. Бутон розы, традиционно символизирующий красоту, молодость и невинное сердце может в данном случае символизировать Утену, как обладательницу всего этого.

Oceanic Angel

Ангел ― я уже писал довольно много о мистической стороне текстов хоралов и содержания самой «Утены», так что появления Ангела здесь совершенно неудивительно. Оно подчеркивает чудесность происходящего, подчеркивает мистический смысл Лестницы. Кого считать Ангелом ― саму Утену, которой действительно придется по этой Лестнице восходить и нисходить, или же кого-то, кто ждет её наверху, или, быть может, кого-то еще ― вопрос опять же открытый.

Oceanic Mirror

Зеркало ― также важный образ. Зеркало будет висеть в Лифте Микаге, зеркало в глубины человеческой души. Зеркало, так или иначе, встретится нам не раз. Мы будем помнить, что оно ― одно из Восьми Образов, и еще вернемся к нему в дальнейшем.

Oceanic Gate

Океанические Врата ― это, я полагаю, именно те Врата, окруженные потоками вод, через которые проходит Утена, направляясь на Арену.

Oceanic Haze

О чем идет речь здесь? Тот ли это туман, что окутывает Запретный Лес? Или та загадочная полупрозрачная дымкатуман неопределенности, скрывающий исход предстоящей дуэли, а может быть ― и исход всех событий Академии? А может быть он ― образ всей той вечной неясности, загадочности и тайны, которая воплощена в сериале, тех нескончаемых неразрешенных вопросов, на которые мы так и не получили ответов?..

Carboniferous, Permian, Paleozoic

Карбоновый, пермский, палеозойский периоды ― время опять летит с невероятной скоростью, разрушая все мыслимые и немыслимые границы реальности.

Великий Океан охватывает все вокруг:

The Oceanic You, The Oceanic Me, are the Paleozoic within the body

И вот перед нами океанические «я» и «ты» ― это, вполне возможно, дуэлянты, сошедшиеся на Арене; эта строчка красноречиво говорит против «адресной трактовки» хорала ― он не о Сайондзи, не об Утене, он не эксклюзивный, он ― о том сакральном моменте, когда два претендента сходятся в поединке вне пространства и времени, в поединке, который был уготовлен с начала времен. Время останавливается, поворачивается вспять, сходит с ума ― идет дуэль!

Continuing to live, continuing to die, the Paleozoic telling the story

«Продолжая жить, продолжая умирать» ― это отражение того же круговорота времен, где жизнь и смерть в непрерывном, сумасшедшем темпе сменяют друг друга, а история продолжает рассказываться.

Just like the whale, I go Just like the dolphin, I go Just like the seal, I go

И вот перед нами океанические образы ― сражение на арене всегда очень символично, оно всегда ― не просто битва, и вот сейчас лирический герой, дуэлянт, ощущает себя не столько воином на поле боя, сколько морским животным в своей родной стихии ― китом, дельфином, тюленем ― образы сменяют друг друга, сохраняя неподражаемую динамику текста.

А возможно, наш кит ― это мифический левиафан, олицетворяющий силу космических вод, возобновление как космическое, так и личное, а также поглощающую могилу. Желудок кита ― это одновременно место смерти и перерождения; библейский кит, проглотивший пророка Иону, тем самым предвозвещал смерть и воскресение Христа. Это особенно интересно в связи с тем, что дельфин ― спаситель людей, потерпевших кораблекрушение, в христианстве символизирует Спасителя, Христа, а кит, левиафан ― диавола.

Что до морского котика, то мне, в общем-то, неизвестно какого-то особого толкования его символичности. Разве что можно отметить, что японское слово azarashi состоит из иероглифов "море" и "леопард", последний ― символ жестокости, неустрашимости, а в христианстве, опять же ― антихрист.

to the bottom of the sea, the oceanic me

И вот ― на дне морском оказался наш герой.

At the bottom of the sea, a grand history

На дне моря ― и на дне истории.

to the bottom of the sea, where I will be me

Там, где он станет собой.

Это очень важно. На самом деле, этот кульминационный момент хорала очень много рассказывает об Арене. Вскользь я уже выдвигал раньше такое предположение, и вот еще одно ему подтверждение: Арена ― это единственное место, где обитатель Академии может ощутить себя самим собой. На секунду глотнуть воздуха свободы, на миг вырваться из своего гроба ― какой великий дар! Но большинство претендентов скоро забывает о нем, не в состоянии оказывается им воспользоваться... и только юная девушка-революционерка пробудила те силы, что дремали от самого начала времен, всколыхнула дно мирового океана, переполошила его обитателей и сделал очередной рывок навстречу Революции! А что будет дальше?

Узнаем, вслушавшись и вчитавшись в третий хорал! Stay tuned!

В статье нашли отражение результаты дискуссий, некогда имевших место быть в моем живом журнале и дневнике.

2003-2005 Professor Nemuro

Хостинг от uCoz